ЭКСПОНАТ НЕДЕЛИ

Третья четверть XVI века. Новгород (?).
89×69 см
КП-2349
дерево, темпера
Великомученица Параскева Пятница
Изображение мученицы на этой иконе определяется как св. Параскева Пятница, на это указывает близость её облика к традиционной иконографии и остатки надписи слева от нимба: «П….А», т.е «Пятница». Красный цвет мафория характерен для большого числа её изображений как в древнерусском, так и в византийском искусстве, хотя и не является исключительной особенностью её иконографии. Крест в руках присущ изображению мучениц с древнейшего времени, в то время как раскрытый свиток в руках получает распространение в иконописи с XVI столетия. Текст этого свитка воспроизводит слова Символа веры: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя…» Близкое по времени и иконографии изображение Параскевы с текстом Символа веры на свитке есть на двусторонней иконе-таблетке середины XVI века из Национальной галереи в Осло.

Почитание Параскевы было широко распространено во всех православных странах. Одно из ранних ее изображений сохранилось в рукописи «Омилии Григория Назианзина» (880-888 г.). Её имя издревле ассоциировалось со Страстной Пятницей и крестной жертвой Христа. Как целительницу святую Параскеву нередко изображали рядом со святыми, известными своим врачебным искусством. Она особо почиталась в Новгороде, где ей было посвящено несколько церквей и с иконописью которого можно связывать стилистические особенности этого произведения: контрастные сочетания насыщенных цветовых пятен: красного, синего и травянисто-зеленого; определенная острота линий, ритмичность складок. Сложность живописных моделировок, точность и лаконичность рисунка сближают эту икону с лучшими образцами искусства Новгорода XVI столетия.
К списку экспонатов недели