Афиша

Святое Воинство: образы небесных защитников в русском искусстве XII - начала XX века

06.05.2010–29.08.2010

Почитание святых воинов занимает значительное место в истории христианского искусства. Имена Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Никиты, Артемия, Феодора Стратилата – почитаемы по всему православному миру. Воинов особым образом выделяли в храмовых росписях и в иконописи, образки с их изображениями носились на груди как обереги, им молились как защитникам. На Руси как святые воины почитались благоверные князья. В житийных текстах подчеркивалось, что главным их оружием были крест и молитва, но и оружие «физическое» пользовалось в древности большим уважением. Как великую святыню хранил меч св. Бориса князь Андрей Боголюбский. Жития воинов входили в круг излюбленного чтения. Большой популярностью пользовалась «Повесть о походе Димитрия Донского на Мамая», издание которой с гравюрами в XIX века можно увидеть на выставке. 

На выставке представлены образы ангелов, составлявших Воинство Христово, изображения святых воинов-великомучеников и воинов византийского времени, военачальников Ветхого Завета, иконы русских святых князей, – всего около 140 экспонатов из собрания музея имени Андрея Рублева, Государственной Третьяковской галереи, частных коллекций. Памятники выполнены древнерусскими, византийскими и греческими мастерами. 

Особый интерес представляют иконы «Чудо вмч. Георгия о змие» последней четверти XV века, «Чудо вмч. Димитрия Солунского о нечестивом царе» последняя четверть XVII века (собрание русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного); «Великомученик Димитрий» начала XVII века (ЦМиАР); «Архангел Михаил» конца XVII века (собрание К.В.Воронина); «Святой князь Георгий Всеволодович», созданная царскими изографами около 1645 года на раку святого (ГТГ). На некоторых иконах сохранились подписи создавших их мастеров: Ивана Дьякова на иконе «Чудо великомученика Георгия о змие» 1733 года и А.А.Богатенко на иконе «Святые князья Борис и Глеб на конях» 1907 года. Целый ряд произведений будет экспонироваться впервые. 

Предметы мелкой пластики, представленные на выставке, демонстрирует большое многообразие иконографического ряда – от миниатюрных медальонов до больших икон, исполненных в технике ажурного просечного литья и украшенных стекловидными многоцветными эмалями. Уникальной является впервые представленная широкой публике гривна XII века с образом царя Давида в воинском одеянии, вероятно, являвшаяся частью княжеского убора, и дробница с изображением Вознесения Александра Македонского, исполненного в технике перегородчатой эмали (XIII в.). 

Отдельный раздел выставки посвящен мемориальным памятникам. В судьбе одного древнего амулета-оберега через столетия переплелись военные события Древней Руси и Второй мировой войны. Уникальный двухстворчатый змеевик кон. XIII – нач. XIV в. с изображением вмч. Феодора Стратилата, был найден в 1945 году в боях за Кенигсберг на поле сражения санитаром Ефимом Межовым. Как считал сам Ефим Межов, вернувшийся живым с войны, этот меднолитой образок спас его от гибели. Только в 1982 г. солдат решил расстаться со своей реликвией и передал ее журналисту А.П. Бесову, который привез этот бесценный дар в Музей им. Андрея Рублева. 

К открытию выставки издан иллюстрированный каталог.

Возврат к списку