Афиша

За веру и Отечество. Памятники XIV – начала XX века из собрания Музея имени Андрея Рублева

24.12.2012–20.05.2013

На выставке представлены образы ангелов, составлявших Воинство Христово, изображения святых воинов, русских святых князей и чудотворные иконы Богоматери, – всего более 150 экспонатов из фондов Музея имени Андрея Рублева.

Почитание святых воинов занимает значительное место в истории христианского искусства. К святым воинам относили, прежде всего, мучеников, известных своим ратным служением и претерпевших страдания за Христа. Воинам молились как защитникам, способным своим оружием и ратным искусством как никто другой спасти от разрушительных бедствий и житейских несчастий. На Руси как святые воины почитались благоверные князья. В житийных текстах подчеркивалось, что главным их оружием были крест и молитва. Сияющий крест с надписью: «Сим побеждай», явился Константину Великому накануне битвы с Максенцием в 312 году, и с этого времени его изображение было воздвигнуто императором на щите как истинное знамение победы. Как оружие непобедимое крест прославляется в песнопениях служб в честь святых мучеников. Жития воинов входили в круг излюбленного чтения. Большой популярностью пользовалась «Повесть о походе Димитрия Донского на Мамая», издание которой с гравюрами в XIX века можно увидеть на выставке.

Предводителем ангелов и всего воинства небесного почитается архангел Михаил. В Священном Писании и Предании не раз отмечается спасительная помощь ангелов в борьбе и с темными силами зла, и с земными противниками. В Византии и Древней Руси архангел Михаил считался покровителем императорской и княжеской власти, его образ помещался на императорских знаменах и княжеских стягах.

Большой раздел выставки посвящен чудотворным иконам Богородицы, Спаса Нерукотворного и святителя Николая, к которым обращались с молитвами во время тяжелых бедствий и при завоеваниях. Их образы помещались на военных стягах русских князей и выносных иконах, сопровождавших русские войска в походах и носимых перед битвами. 

Особый интерес представляют произведения, выполненными столичными мастерами «Великомученик Георгий, со сценами жития» начало XVI века из церкви св. Георгия на Красной горке, «Чудо великомученика Димитрия Солунского о нечестивом царе» второй половины XVI века и «Великомученик Димитрий» начала XVII века, а также «Великомученик Мина Египетский, со сценами жития» второй четверти – середины XVI века, написанный в Тверских землях. 

Отдельные памятники стали доступны широкой публики впервые. Икона «Великомученика Димитрия», сохранившаяся в руинированном состоянии, происходит из Владимирских земель и написана на доске домонгольского времени. Возможно, она является одной из двух икон, которые, согласно летописным сведениям, были принесены во Владимир из Салоник, где были освящены на раке великомученика Димитрия. Недавно была отреставрирована редкая икона с изображением великомученика Евстафия Плакиды, его супруги Феопистии и чад Агапия и Фоеписта.

Ряд произведений сохранил точные даты создания и имена иконописцев, как икона «Благоверный князь Александр Невский», созданная в 1806 году, и «Благоверные князья Ярославские Феодор, Давид, Константин, преподобная Евдокия и великомученица Ирина перед образом Богоматери Тихвинской», выполненная именитым иконописцем Иваном Пешехоновым в 1827 году. 

Предметы мелкой пластики, представленные на выставке, демонстрирует большое многообразие иконографического ряда – от миниатюрных медальонов до больших икон, исполненных в технике ажурного просечного литья и украшенных многоцветными эмалями. 

Возврат к списку

Мы используем cookie. Во время посещения сайта Музея имени Андрея Рублева вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.

Подробнее