Афиша
Царский Титулярник 1672 года. Портреты государей России, Европы и Азии
На выставке представлен выдающийся памятник российской истории и культуры – Титулярник 1672 года из собрания Российского государственного архива древних актов. В настоящее время книга находится в процессе реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря, что сделало возможным показ всех ее листов с миниатюрами до соединения в единый блок.
Книга, получившая в литературе название «Титулярник», среди современников именовалась Большой Государственной книгой. В 1672 году она была создана в Посольском приказе – дипломатическом ведомстве Российского царства – для подношения царю Алексею Михайловичу Романову. Заказчиком книги был глава Посольского приказа, ближний боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Посольский приказ играл большую роль в культурной жизни страны. Именно сюда стекалась информация о событиях, происходивших в мире, здесь для придворных кругов выпускалась первая рукописная газета «Куранты». В художественной мастерской приказа оформлялись дипломатические грамоты и украшались миниатюрами рукописные книги, предназначенные для царского дворца.
Титулярник 1672 года продолжал традицию документов, составлявшихся в Посольском приказе – рукописных справочников, необходимых для нужд внешнеполитических сношений. Они содержали сведения о церемониале приема послов, цитаты из русских и иностранных грамот, титулы правителей государств, описания печатей и гербов. По таким «учебникам» учились молодые русские дипломаты и царские дети, к ним обращались при составлении грамот служащие Посольского приказа.
Книга украшена почти сотней иллюстраций и представляла собой подарочный («подносной») вариант дипломатического справочника. Авторами текста были служащие Посольского приказа: переводчик Николай Гаврилович Милеску-Спафарий и ученый дьяк Петр Васильевич Долгово. Ими особо подчеркивалась законность династии Романовых на основании близкого родства с Рюриковичами. Текст Титулярника выполнен мастерской скорописью писцом-каллиграфом Иваном Верещагиным.
Самой выдающаяся часть Государевой книги -ее иллюстрации. Это портреты русских князей и государей, предстоятелей Православной Церкви, а также западноевропейских и азиатских правителей, Римского папы, изображения гербов различных земель российского царства и зарубежных государств. Они были созданы патриаршим иконописцем Дмитрием Львовым и царским мастером Иваном Максимовым. Многие портреты Титулярника обладают исторической достоверностью и являются ценным источником сведений о внешнем облике царей и патриархов. Уникальны и некоторые портреты иностранных монархов – крымского хана Адиль-Гирея, грузинского царевича Николая.